Заметки |
GIS page by Evgeniy Storozhenko >>>>> Scripts for ArcView GIS 3.x |
|
Опыт работы с GPS-приемником GarminMap 60 cx в полевых условиях
|
Как известно, GPS-приемники хранят и записывают
всю информацию в международной системе координат WGS-84. Чтобы перейти
на нашу родную Систему координат 1942 года (Пулковский датум), необходимо
в приемнике указать поправки, которые будут использоваться для пересчета. Международные поправки: dx=+28 м, dy=-130
м, dz=-95 м, da=-108 м, df=0.004808 Примерно такие же поправки по ГОСТу, как на сайте GIS-LAB, приведены и в книге А.Г.Прихода, А.П.Лапко и др. "Геодезическое обеспечение геолого-геофизических работ с использованием глобальных спутниковых систем", Новосибирск: СНИИГГиМС, 200.-158 с. При этом указано, что точность пересчета из WGS-84 в СК-42 оценивается в 5-7 м. У меня давно было желание проверить в
полевых условиях корректность поправок при переходе из датума WGS-84
в Пулково-42. Летом 2007 года такая возможность представилась. Работали
мы на небольшой площади размером 7 х 9 км на Северном Урале. В районе
работ были два тригопункта, координаты которых были известны - один
в восточной части площади, другой в западной.
Как видим точность определения координат при разных поправках примерно одна и та же, меняется только направление "отскока". Тогда я стал менять поправки, добиваясь, чтобы координаты тригопункта попали в мою среднестатистическую точку местоопределения. В результате поправки получились следующими: dx=+20 м, dy=-130 м, dz=-85 м, da=-108 м, df=0.004808 На этих поправках точка с истинными координатами тригопункта совпала с моей среднестатистической точкой местоопределения. Естественно, мне интересно было посмотреть, какие координаты на новых параметрах выдаст мой навигатор на втором тригопункте. Через какое-то время побывал я и на нем, правда день я там уже не сидел, времени не было. Пришел на тригопункт и посмотрел, какие координаты показывает Garmin. Оказалось, отскок от реальных координат был по Х=0 м, по У=1 м, то есть новые поправки прекрасно сработали и здесь. После этого во все приборы были заведены новые поправки и на них мы работали. Позже на участке созданная топосеть была привязана с помощью GPS-станции. Определялись координаты пересечения магистралей и профилей, пройденных и вынесенных на карту с использованием бытовых Garmin. После получения списка координат GPS-станции, я вынес их на карту и сравнил со своими данными. Получилось следующее: погрешность до 3 м - 55% точек, погрешность 3-5 м - 32% точек, погрешность 5-8 м - 13% точек. То есть, 87% всех точек было определено бытовым Garmin с точностью до 5 м и ни одна точка не вышла за пределы 8 м. Насколько широко в территориальном смысле
можно использовать эти поправки, не знаю. Может, на небольшой площади,
может в пределах миллионного планшета. Для этого нужно выполнить
серию измерений в разных местах, а такой возможности у меня нет.
Но вот некоторые выводы из этого эксперимента я для себя сделал: Вот, кстати сказать, на форуме того же сайта GIS-LAB в одном из топиков Andrey1 приводит следующие поправки для территории Москвы: dX=-23,9703 м, dY = +129,9580 м, dZ = +86,6024 м. Как видим, эти поправки также отличаются и от международных, и от ГОСТовских, а вот с теми поправками, которые я рассчитал они примерно совпадают. Только не понятно, почему знаки разные? Может, у автора направление пересчета другое... Можно предположить, что двигаясь от Москвы к Уралу (разница по долготе около 22 градусов), надо менять лишь параметр dx из расчета 5,5 град. = 1 м dx.
|
GIS page by Evgeniy Storozhenko >>>>> Scripts for ArcView GIS 3.x |
e-mail: storozhenko1@narod.ru
|